*Символ роскоши, статуса и тонкого вкуса во всём мире.*
Сколько бы ни менялись тренды, персидские ковры остаются вне моды и времени. Они по-прежнему украшают роскошные дворцовые залы и топовые дизайнерские пространства, ведь изделий совершеннее не знает мир интерьера.
Об этих легендарных коврах мы и расскажем в нашей статье. Откуда они взялись, кому подойдут и за что ценятся столь высоко? А в конце дадим советы, как выбрать свой идеальный персидский ковёр.
### Почему «персидские»?
Современный Иран когда-то находился на территории древней Персии – вот откуда название. Имя стало знаковым и закрепилось за шедеврами из этой страны. Иранские ковры и сейчас уважительно называют «персами».
### В чём их секрет?
Почему дизайнеры произносят «персидский ковёр» с придыханием, а коллекционеры охотятся за этими изделиями по всему свету? Ответ прост: соединение **непревзойдённого качества с непревзойдённой же красотой**. Иранские ткачи веками оттачивали своё мастерство. И довели его до совершенства. Их технология позволяет создавать работы настолько тонкие и филигранные, что повторить их просто невозможно.
Ковёр в культуре Ирана никогда не был обычным предметом обихода. Он был произведением искусства, наполненным символами. Каждый узор и каждая линия в нём имеет свой смысл и находится на строго определённом месте. Отсюда и узнаваемый стиль.
Впрочем, характерный цветочный рисунок «персов» возник не сразу. Сначала эти ковры были совсем другими.
### Как всё начиналось?
### Древность. Ковёр – мир вокруг человека
Ковроткачество возникло в кочевых племенах Средней Азии тысячелетия назад. Тогда ковёр выполнял сразу много функций: служил и тёплым укрытием, и столом, и украшением жилища. Присутствовал на обрядах и праздниках. Вот почему он должен был совмещать **практичность и художественную красоту**.
Мастерить изделия приходилось быстро, поэтому и техника плетения, и орнамент были простыми. Узор состоял из стилизованных **изображений холмов, деревьев, домашних животных**. Прямые линии обозначали горизонт или границы владений племени, а волнообразные воду – ручьи и реки. Так в ковре оказался заключён весь мир человека.

Пряжу окрашивали **натуральными красками** – их добывали из стеблей и листьев растений, корней и цветочных лепестков. Палитра получалась естественной и гармоничной.
До сих пор этнические ковры ткутся в иранских городах **Алиабад, Шираз, Керман, Сирджан**. Древние традиции ткачества там остаются неизменными, а узоры ковров создают сами ткачи.
В этнических коврах из Ирана чаще всего встречаются **тёплые охристые, кирпичные, ореховые, кремовые, жёлтые и зеленоватые оттенки**, которые прекрасно дополняют друг друга.
### Золотой век ковроткачества
Средневековье в Персии было временем пышных дворцов и мечетей. Вместе с придворной культурой в эпоху Сефевидов расцвело и ковроткачество. Именно тогда родился знаменитый персидский ковёр.
Прямоугольное полотно из **шёлка или шерсти** украшали сложным **растительным орнаментом**. В центре ковра изображали **медальон изысканной формы**, символизировавший центр мироздания. Завершал композицию главный бордюр, окаймлённый двумя дополнительными.

Все элементы орнамента искусно прорисовывались, а самой узнаваемой чертой стали **пальметты** – стилизованные цветки граната или лотоса. Они изображались плоскостно: можно было наблюдать цветок снаружи и одновременно видеть драгоценную сердцевину.
Детальные рисунки на персидских коврах походили на фантастические картины. А невероятное количество оттенков делало их ещё более яркими, почти ирреальными. Всё это, вместе с **отменным качеством материалов** и тонким вкусом мастеров, превратило «персов» в подлинные произведения искусства.

### Современный персидский ковёр. Какой выбрать?
Современные «персы» унаследовали всё великолепие средневековых предков. Вот, что делает особенными и уникальными сегодняшние иранские ковры:
**Цветовая гамма**: это все оттенки драгоценных камней, золота и жемчуга. Среди них встречаются сложные и эстетичные тона коралла, рубина, бирюзы, шафрана, индиго – настоящее пиршество для глаз.
**Натуральные материалы**: шерсть, шёлк, хлопок. Основным материалом для создания ковров служит овечья шерсть. Строго в определенные периоды она состригается у молодых овец с области живота и шеи: именно такой тип шерсти самый мягкий и эластичный. В Иране также производится великолепный шёлк и веками культивируются натуральные красители для пряжи.
**Техника плетения**: для достижения высокой плотности и точности орнамента используется асимметричный персидский узел. Он позволяет сделать линии плавными и гибкими. А строгие геометрические узоры ткутся двойным турецким узлом – с ним линии получаются чёткими и стремительными.

У каждой провинции в Иране остались свои традиции ткачества. Такое разнообразие позволит **выбрать персидский ковёр**, который безупречен именно для вас.
### Ковры из провинции Исфахан
Самые знаменитые восточные ковры родом из Исфахана, бывшей столицы Ирана. Когда-то его величественные дворцы и храмы покрывались восхитительными коврами, которые демонстрировали могущество правителей и богатство восточной культуры. Не было лучшего и более дорогого подарка для иностранного посла, чем ковёр из королевской мастерской.
В наши дни отзвуки этого великолепия сохранились в исфаханских коврах, которые отличаются **сбалансированной композицией** и **утончённой палитрой цветов**. Ковры из Исфахана – эталон хорошего вкуса и высочайшего качества.

### Ковры из провинции Тебриз
Город Тебриз некогда был столицей Азербайджана, а в XVI веке стал столицей империи Сефевидов, при которых и появились королевские ковроткаческие мастерские. В то время там создавались изумительные ковры, которые сейчас стали жемчужинами крупнейших музеев мира.
Именно в Тебризе воплотился **синтез европейской и восточной культур**. Мастера ездили во Францию и перенимали орнаментальные и цветовые особенности. Поэтому тебризские ковры поражают своей **необыкновенной нежностью**, напоминающей об эпохе рококо, картинах Буше и Фрагонара.

### Ковры из провинции Кум
Регион Кум с середины XX века производит самые изысканные **шёлковые ковры**. Детальные орнаменты, симфонии десятков насыщенных оттенков, мягкость и нежность переливающегося шёлка – невероятный эстетизм ковров из Кума обеспечил им мировую известность.
Шёлковая нить гибкая и прочная, поэтому ковры из этого материала считаются **самыми износостойкими**. А по **количеству цветов** в одном узоре ковры из Кума, пожалуй, остаются непревзойдёнными.

### Ковры из провинции Наин
Аристократичные ковры из города Наин совмещают **классические орнаменты** с элегантной цветовой гаммой, выдержанной в **бежево-голубых тонах** с многочисленными нюансами. Подобное сочетание цветов заставляет вспомнить об итальянской майолике и делфтском фарфоре.
Тонкие линии узора выполняются шёлковой нитью, которая мерцает на фоне матовой шерсти. Так создается неповторимая **игра света и фактур**.

Выбирайте тот персидский ковёр, который отразит именно **ваши представления о прекрасном**. Он вдохнёт в интерьер великолепие, сделает элитным и статусным.
Компания Art de Vivre сотрудничает с лучшими иранскими ткачами, известными во всём мире. В наших коллекциях – подлинные шедевры ковроткачества, способные стать семейной реликвией и гордостью вашего дома.
